Москва, 9–11 апреля 2025 года, Gamma Hotel and Convention Center
IХ Всероссийский практический форум «Образование 2025» стал центральной площадкой для обсуждения актуальных задач в сфере управления образованием. Более 200 участников из 76 регионов страны — руководители школ, колледжей и вузов, представители научного сообщества, ИТ-индустрии и бизнес-сектора — объединились для выработки решений, способных задать вектор развития образовательной системы будущего.
На протяжении трёх дней в центре внимания форума были:
- цифровая трансформация образования;
- поддержка и развитие кадрового потенциала педагогов;
- интеграция патриотического воспитания в учебный процесс;
- эффективная профориентация и взаимодействие с бизнесом;
- построение управляемых образовательных экосистем;
Программа форума была насыщена содержательными докладами и практико-ориентированными выступлениями лидеров образовательной отрасли. Эксперты из различных регионов представили решения, уже реализованные на местах, обозначили тенденции, выявили вызовы и предложили направления развития по приоритетным темам. Ниже — ключевые тезисы выступлений.
- ФЕДОРЧУК Ю.М., главный научный сотрудник ФИЦТО МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ, представила аргументы в пользу регионализации школ. По её данным, централизация повысила управленческую эффективность на 18% и снизила текучесть кадров. Предложила пересмотреть принципы подчинения школ.
- ПОКИДЫШЕВА Т.И., начальник отдела больших данных ФИЦТО МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ, рассказала о «мотивирующем мониторинге» как альтернативе формальному контролю. Подчеркнула, что метод уже внедрён в 117 регионах. Рекомендовала включать вовлечённость в систему оценки качества.
- МАРТЫНЮК В.Н., исполнительный директор РОССИЙСКОГО ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, выступил за включение региональной истории в школьную программу. Сообщил, что проекты РВИО охватили более 800 тысяч школьников. Подчеркнул значимость исторической идентичности.
- САПРОНОВА Н.В., председатель Комитета по вопросам образования МТПП, поделилась результатами интеграции бизнеса и образования. В 28 партнёрских проектах выпускники получили трудоустройство на 64% чаще. Предложила закрепить наставничество на уровне системы.
- АСАТРЯН А.Г., директор ПРЕДУНИВЕРСАРИЯ МАИ, рассказал о модели ранней профориентации. Более 60% выпускников Предуниверсария поступают в инженерные вузы. Призвал внедрять предвузовские программы в регионах.
- РЕШЕТНЯК Л.Д., директор S+КОНСАЛТИНГ, описала модель профнавигации, действующую в 25 регионах. По её словам, 67% школьников благодаря ей сделали осознанный выбор профессии. Рекомендовала развивать региональные центры профориентации.
- МАНТУЛЕНКО В.В., и.о. заведующего кафедрой прикладного менеджмента ФГАОУ ВО СГЭУ, выступила с анализом внедрения ИИ. Отметила, что до 35% задач педагогов можно автоматизировать. Предложила включать цифровую грамотность в программы подготовки управленцев.
- КОРНЕВА М.П., директор ЛИЦЕЙ №176, рассказала, как лицей привлёк 34 млн руб. на развитие через проектный подход. Призвала формировать у директоров навыки финансового управления.
- КАШИЦИН А.М., руководитель отдела онлайн-образования и Онлайн-школы ЦПМ, подчеркнул важность единой цифровой среды. Такие решения внедрены уже в 8 субъектах. Предложил стандартизировать ИТ-инфраструктуру в школах.
- ОВСЯННИКОВА Е.А., заместитель директора ОО ЧУ "Классическая гимназия при ГЛК", выступила за легализацию семейного, дистанционного и смешанного обучения. Назвала альтернативные формы частью современной образовательной экосистемы.
- ГОЛОВИНА А.О., директор МКОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинск», представила трансформацию школьного проекта в муниципальный центр ДО. Охват вырос в 3,5 раза. Сделала акцент на локальных центрах как инструментах развития.
- СКАЛИНА А.Н., директор МАОУ «Лицей №153», поделилась опытом участия в проекте Минпросвещения. Рассказала о комплексной модернизации школы. Предложила закрепить трёхлетний цикл развития в региональных программах.
- СОЙМИНА Т.В., заместитель директора филиала по учебно-методической работе «ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ ПГУПС», рассказала о практической подготовке при реализации образовательных программ профессионалитета и о создании отраслевой площадки «ПрофТранСПОрт». Поделилась разработкой типовых образовательных программ профессионалитета в 2024 году в условиях введения новых ФГОС СПО.
- СИВОЛАП Л.А., ректор ФГБОУ ВО "МГУ ИМЕНИ А.И. КУИНДЖИ", показала путь восстановления университета и как подняться по рейтингу образовательных учреждений. Рассказала, как стать динамично развивающимся вузом с высоким потенциалом для обучения и научной деятельности, а также карьерного роста.
- ВОЛКОВА С.И., методист ГБОУ «СОШ № 139 с углубленным изучением математики», описала практику командного управления дефицитами педагогов. Внутришкольная удовлетворённость выросла до 89%. Предложила включать soft-навыки в аттестацию.
- БОГДАНОВА А.В., начальник отдела технологий онлайн-образования ФГБОУ ВО "Тольяттинского государственного университета", рассказала о цифровой инклюзии. Внедрение онлайн-решений снизило отчисления студентов с ОВЗ на 27%. Призвала адаптировать LMS под особые потребности.
- МИНЕЦ Д.В., призер Всероссийского конкурса «Учитель года - 2020», «Цифровой учитель года - 2020», методист, учитель русского языка и литературы БПОУ ВО "Череповецкий строительный колледж им. А.А.Лепехина", представила практику использования нейросетей в преподавании. Подготовка к урокам сократилась в 2,5 раза. Предложила создание ИИ-ассистентов для педагогов.
- АРАСЛАНОВА А.А., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, руководитель проекта «Педкласс СурГПУ» БУ «Сургутский государственный педагогический университет», презентовала VR-педкласс. 700 студентов прошли через виртуальные практики. Предложила масштабировать опыт в вузах.
- ШИШОВ А.А., директор ГАОУ ДПО «Центр Педагогического Мастерства», выступил с докладом об олимпиадном движении. Число победителей стало на 12% больше. Призвал выделить отдельные ставки для подготовки талантливых школьников.
- ПОПОВА Е.В., директор МБОУ Гимназия "Эврика" им. В.А.Сухомлинского, представила опыт сопровождения педагогов через корпоративное обучение. Подчеркнула, что системная работа внутри коллектива позволила удержать 90% молодых специалистов. Сделан акцент на внутреннем наставничестве как инструменте снижения профдефицитов.
- ТАЙЛАКОВА И.В., директор МБОУ "Биотехнологический лицей №21", доклад посвящён созданию ресурсно-методического центра для профильного обучения. Отметила, что за год количество учащихся в профильных классах увеличилось на 43%. Сделан акцент на межшкольной интеграции.
- БАЧКОВА И.А., директор "Лицей ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва", раскрыла возможности проектного финансирования: от конкурсных заявок до реализации собственных инициатив. Примером служит грантовая поддержка в 5 млн рублей, направленная на развитие инженерной подготовки. Призвала активнее использовать внешние фонды.
- ТЕТЕРКИНА Н.А., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ "Центр образования № 40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева", осветила тему исторической памяти и локальной идентичности. Представила школьный проект «Маршруты памяти», охвативший более 500 учащихся. Предложила включать локальную историю в модули внеурочной деятельности.
- ДИДЕНКОВА И.Ю., советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ «Средняя школа №29 им. И.Н. Зикеева», подняла вопрос развития эмоционального интеллекта родителей. Указала, что вовлечение семей в программы воспитания повысило лояльность к школе на 30%. Рекомендовала запускать семейные клубы при школах.
- ИВАНОВА Е.И., директор МАОУ «Средняя школа № 19 – корпус кадет «Виктория», поделилась опытом реализации программы патриотического воспитания «Отечество. Долг. Честь». Рассказала о системе символов, событий и ролей, выстроенной в образовательном процессе. Отмечено: уровень дисциплинарных нарушений снизился втрое.
- СТЕПАНОВА Е.А., ИО директора ГБУ ДПО СО "Чапаевский ресурсный центр", рассказала о комплексной системе оценки профессиональных компетенций педагогов. Предложила ввести единый цифровой профиль компетенций для школ региона.
- ЛЕЩИНСКАЯ О.А., директор МБОУ "Средняя школа 12", презентовала модель школьного бизнес-класса как инструмента формирования финансовой грамотности. По её словам, 60% выпускников этой программы запустили собственные школьные проекты. Подчеркнула: предпринимательские компетенции — это не элита, а норма.
- ГОРБУНОВА И.В., директор МАОУ "Лицей "Дельта", представила цифровую платформу «Дельтаплан» — синтез образовательных и досуговых сервисов. Охват — более 800 пользователей ежемесячно. Призвала интегрировать досуг в образовательную цифровую среду.
- КЛАДОВА О.И., директора МАОУ «СОШ № 24 с УИОП им. С.П. Тимофеева», рассказала о проекте «ПрофиСтарт» — школьном центре карьеры. В проекте участвуют более 400 учащихся и 5 социальных партнёров. Подчеркнула: профориентация должна быть постоянным, а не эпизодическим элементом школы.
- ГОНЧАРУК Н.В., директор МАОУ СОШ № 8, подчеркнула важность обучения в естественной среде «PRO100УРОКИ» и стремление повысить уровень вовлеченности и мотивации школьников, а также развить навыки и компетенции, необходимые в современном обществе.
- ПЕЧНИКОВА В.С., директора ГБОУ «Лицей № 150», рассказала о межпредметном конкурсе "ОТКРЫТИЕ", который направлен на развитие у школьников интереса к естественным наукам и инженерии, позволяя учащимся не только изучить дисциплины, но и развивать критическое мышление и исследовательские навыки.
- ХУДЯШОВА Н.И., заместитель директора по УВР ГБОУ «СОШ № 139 с углубленным изучением математики», представила систему профессионального роста педагогов в условиях цифровой среды, направленную на модернизацию и повышение квалификации педагогов через внедрение цифровых технологий, что способствует улучшению качества образования и профессионального роста учителей.
- ВОЛЧЕК М.Г., директор АНО ДПО «ОБРАЗОВАНИЕ СИБИРИ», рассказала об антикризисном планировании, как создавать управляемый кризис для трансформации мышления педагогических кадров и их готовности к непрерывным изменениям образовательной среды.
- ТЕПЛОВА Е.В., директор МАОУ СОШ № 25, презентовала проект «На пять» — модель интеграции предметов в единое смысловое поле. Показала, как междисциплинарность влияет на повышение успеваемости. Средний балл учащихся вырос на 0,8.
- ЩЕРБОВСКИХ К.А., заместитель директора МОАУ «СОШ № 89 имени Героя Российской Федерации, летчика - космонавта А.Н. Овчинина», описала программу «Школа наставников». Все молодые педагоги включаются в менторские пары. Отмечено: адаптация новых учителей проходит вдвое быстрее. Рекомендовала нормативно закрепить позиции наставников.
- РУДНЕВА О.В., руководитель магистратуры «Обучение русскому языку в полиэтнической среде» БУ «Сургутский государственный педагогический университет», представила доклад об инновационной системе языковой адаптации детей-мигрантов. Применение интегративного подхода позволило улучшить показатели владения русским языком на 47%. Предложено включение тематических модулей в курсы повышения квалификации.
- КОНТАНИСТОВА Д.В., заместитель директора по УВР ГБОУ "СОШ № 139 с углубленным изучением математики", представила цифровую игру как инструмент оценки компетенций. В тестировании участвовали более 800 школьников. Подчеркнула, что игровые форматы повышают вовлечённость и достоверность диагностики.
- ХРАМЦОВА И.А., директор МАОУ "Косулинская СОШ 8", презентовала межмуниципальный фестиваль «Семейные ценности народов России глазами школьников». Участие приняли представители 4 муниципалитетов. Проект рекомендован как форма гражданского воспитания.
В рамках Форума состоялась публичная защита финалистов Всероссийского конкурса «Эффективность и устойчивое развитие 2025». Ежегодно конкурс вызывает большой интерес у профессионального сообщества. В 2025 году на конкурс было подано 123 заявки. Жюри выделило 30 лучших практик, отличающихся масштабируемостью, инновационностью и социальным эффектом.
Список победителей конкурса «Эффективность и устойчивое развитие 2025»:- МБОУ "Новоусманская СОШ № 5 "Эврика", номинация "Дополнительное образование: инновационные подходы и цифровые технологии", проект "Инженерно-технологическая лаборатория "Эйнштейн" — 1 место;
- МБОУ “Гимназия “Эврика” им. В.А.Сухомлинского”, номинация "Эффективное управление кадрами в образовании", проект "Сопровождение педагогов через корпоративное обучение для устранения профессиональных дефицитов и качества образования" — 1 место;
- ФГБОУ ВО “МГУ имени А.И. Куинджи”, номинация "Лучший руководитель образовательной организации", проект "МГУ имени А.И. Куинджи – вуз, в котором хочется учиться!" — 1 место;
- МАОУ СОШ № 25, номинация "Развитие междисциплинарных связей в образовании", проект "Междисциплинарный образовательный проект "На пять" — 1 место;
- ГБОУ Лицей № 150, номинация "Развитие междисциплинарных связей в образовании", проект "Межпредметный конкурс естественнонаучной и инженерной направленности для учащихся образовательных организаций Санкт-Петербурга “ОТКРЫТИЕ” — 1 место;
- ФГБОУ ВО "Тольяттинского государственного университета", номинация "Инклюзивное образование: лучшие практики", проект "Адаптивная модель инклюзивного онлайн-обучения" — 1 место;
- МБОУ СОШ № 8 с. Кашино, номинация "Развитие междисциплинарных связей в образовании", проект "PRO100УРОКИ" — 1 место;
- МБОУ “Биотехнологический лицей №21”, номинация "Лучшая инновационная образовательная площадка", проект "Создание ресурсно-методического центра для организации профильного обучения" — 1 место;
- БУ "Сургутский государственный педагогический университет", номинация "Цифровизация образовательного процесса", проект "Виртуальный педагогический класс" — 1 место;
- МОАУ "Средняя общеобразовательная школа № 89 имени Героя Российской Федерации, летчика - космонавта А.Н. Овчинина", номинация "Выдающаяся программа наставничества", проект "Школа наставников" — 1 место;
- БУ "Сургутский государственный педагогический университет", номинация "Лучшая инновационная образовательная площадка", проект "Инновационная система языковой адаптации детей-мигрантов в условиях интегративного обучения русскому языку" — 2 место;
- МАОУ “Косулинская СОШ №8”, номинация "Лучшие практики формирования традиционных семейных ценностей", проект "Межмуниципальный фестиваль “Семейные ценности народов России глазами школьников" — 2 место;
- МАОУ "Лицей “Дельта", номинация "Эффективные модели общественного управления образованием", проект "Цифровая образовательно-досуговая платформа “ДЕЛЬТАПЛАН” — 2 место;
- МБОУ "Средняя школа №19 – корпус кадет “Виктория”, номинация "Лучшая программа патриотического воспитания", проект "Программа патриотического воспитания обучающихся “Отечество. Долг. Честь” — 2 место;
- МАОУ "СОШ № 24 с УИОП им. С.П. Тимофеева", номинация "Социальное партнерство в образовательной среде", проект "Создание профориентационного центра развития карьеры "ПрофиСтарт" в рамках социального партнерства в образовательной среде на территории Старооскольского городского округа" — 2 место;
- МБОУ "Гимназия №4 г. Усть-Джегуты", номинация "Лучшая программа патриотического воспитания", проект "Школьный музей как центр патриотического воспитания и краеведческой работы" — 2 место;
- ГБУ ДПО СО "Чапаевский ресурсный центр", номинация "Поддержка профессионального образования и подготовки кадров", проект "Развитие профессиональных компетенций работников системы образования как основного фактора повышения качества образования" — 2 место;
- ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики, номинация "Лучший руководитель образовательной организации", проект «Система профессионального роста педагогов в условиях цифровой образовательной среды образовательного учреждения» — 2 место;
- ГБПОУ РД "Профессионально-педагогический колледж", номинация "Социальное партнерство в образовательной среде", проект "Сделаем шаг к миру" — 2 место;
- ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики, номинация "Внедрение современных инструментов оценки качества образования", проект "Дистанционная игра как инструмент оценки формированности компетенций учащихся 5-9 классов" — 2 место;
- МБОУ "Ялтинская средняя школа - кадетский лицей 11", номинация "Эффективная модель общественного управления образованием", проект "Эффективная модель общественного управления образованием" — 2 место;
- МБОУ "Гимназия №50", номинация "Лучшая инновационная образовательная площадка", проект "Развитие социокультурной компетентности педагогов в условиях интерактивного образовательного взаимодействия" — 3 место;
- МБОУ "Средняя школа 12", номинация "Инновации и новаторство в образовательной деятельности", проект "Бизнес-класс как форма начального экономического образования" — 3 место.
Победители конкурса продемонстрировали высокий уровень профессиональной компетентности и успешное внедрение инновационных подходов, что является значимым шагом на пути к устойчивому развитию и повышению эффективности образовательной системы в стране.
Партнерами Форума выступили:
Официальные партнеры:
- Издательство "Интеллект-центр"
- "S+Консалтинг"
Информационные партнеры:
- Журнал “Аккредитация в образовании”
- Журнал "Вестник образования России"
- Журнал “Среднее профессиональное образование”
- Журнал «Официальные документы в образовании» ОДвО
- Журнал "Университетская КНИГА"
- Журнал "Юрист вуза"
- Информационное Агентство "Новости России" (ИАНР)
- Интернет-портал “Внешкольник.РФ”
Пресс-служба Оргкомитета ОБРАЗОВАНИЕ 2025
web@conf24.ru
11/04/2025, город Москва